Достижения, традиции и проблемы в воспитании учащихся

Нравственное, духовное воспитание стоит в ряду приоритетных направлений деятельности школы. Эти вопросы рассматриваются на педагогических советах, семинарах, родительских собраниях, МО классных руководителей овладевают методикой групповой деятельности Н.Е.Щурковой, В.А.Караковского, Е.Н.Степанова и А.С.Макаренко. Полученные знания используются педагогами в работе с классными коллективами и классными активами.

К числу важнейших достижений школы относим организацию трудового воспитания и обучения.

Школа стремится развивать у каждого ребёнка важнейшие трудовые умения и навыки, необходимые сельскому жителю производственная бригада, работающая во время летних каникул, имеет свой земельный участок, где учащиеся выращивают овощи для школьной столовой, обучаются элементам агрономической науки, распознают и определяют культурные растения, закладывают опыты по заданиям районной станции юннатов.

Физическое воспитание учащихся – важный момент в работе школы. С каждым годом увеличивается количество учащихся, активно занимающихся спортом. В течение года проходят соревнования по различным видам спорта. Это легкоатлетические кроссы и эстафеты, весёлые старты, соревнования по русской лапте, волейболу, футболу. В школе разработана и осуществляется программа профилактики табакокурения, алкоголя, наркотиков «Детство без…». Известно, что здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Проводя исследования представлений о здоровом образе жизни среди учащихся, было выявлено, что здоровый образ жизни осознаётся практически всеми. Перед коллективом встала задача научить детей управлять своим здоровьем, стремиться к совершенствованию физического и нравственно – психологического здоровья.

Важной частью воспитательной системы школы является формирование и укрепление школьных традиций, которые определяют её лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов и, как правило, является ключевыми делами школы, проводятся по методике КТД.

 

Традиции познавательного характера

 

Это Праздник знаний, различные формы уроков, конкурсы, смотры, интеллектуальные игры и т.д.

 

Традиции патриотического воспитания

 

Связаны с формированием гражданской активности, воспитанием любви к родному краю, к Отечеству.

 

Спортивно – оздоровительные традиции

 

«Дни здоровья», «Рыцарские турниры». Традиции, носящие трудовую ориентацию, воспитание на уважении к честному, бескорыстному труду. «Праздник труда», «Праздник урожая»,

 

Традиции экологического воспитания

 

Ими пронизана вся школьная жизнь, и определяют её особый дух – дух доброго островка радости, где ребёнок находит понимание, уважение, учится с желанием, раскрывает свой талант. «Дни птиц», «Экологические десанты», экологическая тропа «Сохраним нашу землю голубой и зелёной».

Внеурочная воспитательная деятельность учащихся связана с учебным процессом: проходят предметные недели, конкурсы, математические бои, турниры, интеллектуальные марафоны, викторины, конкурсы газет, в которых наряду с одарённостью по предмету проявляются и художественные, поэтические способности детей. Функционируют кружки, спортивные секции по лёгкой атлетике, футболу, волейболу.

Важнейшей частью воспитательной работы с учащимися является формирование новых и укрепление уже сложившихся школьных традиций, к которым можно отнести проведение «Дня знаний», «Дней урожая», «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Праздник Масленицы» «Последний звонок».

Учитывая тесную взаимосвязь систем обучения и воспитания, ведущими принципами организации воспитательной деятельности должны стать системный, деятельный и личностно – ориентированный подходы. Перспективный план развития воспитательной системы сориентирован на реализацию различных этапов воспитания, взаимодополняющих друг друга, вокруг которых концентрируются цели и задачи, воспитательные ситуации.

Однако анализ жизнедеятельности школы показал, что обширная информация, которая предоставляется детям в ходе их обучения, отодвинула на задний план формирование у них нравственных начал. Следовательно, в повседневной жизни нашим воспитанникам необходимо прививать чувства взаимопонимания, сострадания и другие нравственные качества.

Существенным аспектом работы воспитательной системы является положение о максимальном снижении негативного влияния социума на развитие гуманистических, нравственных ценностей ученика и использование позитивных возможностей, потенциала среды и самой школы. В настоящее время на организацию воспитательной деятельности отрицательно влияет ряд внешних по отношению к школе факторов. Так, широкое информационное поле (телевидение, радио, газеты, некоторые компьютерные программы) не являются, как это было прежде, помощником школы в воспитании подрастающего поколения, оказывая негативное воздействие на духовное и психологическое развитие детей. Кроме того, растущая разница материального обеспечения наших воспитанников, коммерциализация сферы культуры не позволяют многим учащимся в полной мере приобщиться к духовным ценностям. Таким образом, именно в стенах школы необходимо активно и разносторонне приобщать детей к истинной культуре, развивать художественно – эстетический вкус.

Особое внимание необходимо уделять патриотическому воспитанию. Сегодня его актуальность определяется тем, что наряду с заинтересованностью в познании проблем современного общества, учащиеся не испытывают гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны. У большинства ребят отсутствует стремление служить в армии и знание гражданских прав и обязанностей. Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Гражданские качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду. Следовательно, задача педагогического коллектива – повысить требования к изучению и исполнению школьного законодательства, всемерно утверждать в сознании учащихся идеи гражданского патриотизма, гордости за свою школу, „малую” и „большую” Родину.

Эффективность воспитательной системы школы зависит от классных руководителей и их профессионального мастерства. Изучение взаимоотношений классных руководителей со своими воспитанниками позволяет сделать вывод о том, что детям нужны учителя – мастера, способные не на словах, а на деле осуществлять союз с детьми, содержательно и интересно организовать их деятельность.

Администрация школы и педагогический коллектив уделяют большое внимание воспитанию учащихся, обновлению учебно – воспитательного процесса. За последние 3 года их методический потенциал пополнился благодаря серии семинаров по проблеме развивающего обучения, на которых рассматривались вопросы воспитания. За это время педагоги подготовили теоретические выступления по проблеме «Развитие творческого потенциала учителя и учащихся», все учителя проводили открытые уроки для своих коллег.

В основу концепции школы положены здоровый образ жизни, самореализация и развитие личности школьника, создание психологически комфортной атмосферы, признание ребёнка высшей ценностью.

Учащиеся и выпускники имеют возможность выбора:

- получения начального общего образования, основного общего образования;

- дополнительного образования (кружки, спортивные секции).

Концепция школы базируется на принципе подготовки для общества культурной личности посредством разностороннего развития способностей учащихся, создания условий для её самореализации, развития индивидуальных способностей и выявление способных, одарённых детей, управления физического и психологического здоровья.